На многие километры через северную местность протянулось брошенное в середине 20-го века железнодорожное полотно 501-й стройки. Ее участок от Надыма до Салехарда составляет приблизительно 350 километров и является частью сибирской магистрали «Чум – Салехард – Игарка». Масштабная стройка проходила от Енисея, через огромную территорию к Оби и далее.

Строительство началось в 1947 году. На сооружении дороги работало до 80 000 человек. В строительство было вложено 42 млрд рублей. В марте 1953 года, после смерти И. В. Сталина, была объявлена амнистия и освобождена основная масса заключённых. 25 марта 1953 правительство приняло решение о приостановке строительства и консервации железной дороги. Построенные участки оказались заброшенными.

Железнодорожная тележка. Разъезд «Ивлевский»
Железнодорожная тележка. Разъезд «Ивлевский»

Воплощение в жизнь этого проекта затронуло судьбы огромного количества людей: здесь работали заключенные, которых привозили из разных концов существовавшего тогда СССР. После остановки строительства, кто-то вернулся домой, кого-то отправили в другие лагеря страны, а кто-то навсегда остался лежать в северной земле…

Сегодня, спустя десятки десятки лет после остановки грандиозного сталинского проекта, эта стройка, как и многие другие стала частью истории России. Великой, противоречивой, иногда страшной истории,которую мы не имеем права забывать.

По причине масштаба строительства и труднодоступности многих участков не каждый может пройти по шпалам полувековой давности, зайти в барак, услышать звук закрывающегося засова двери карцера, увидеть полуразрушенные мосты и высокие отсыпки, побывать в лагерях, где более пятидесяти лет назад кипела жизнь.

Мосты разъезда «Карась»
Мосты разъезда «Карась»

Проходят годы и природа берет свое: железная дорога проседает, местами рельсы поглощают северные топи, охранные вышки лагерей падают, бараки медленно уходят в болота по самые крыши и вместе с ними медленно растворяется мрачное свидетельство истории.

Отделение Русского географического общества в Ямало-ненецком автономном округе решило внести свою лепту в сохранение истории своего края. В 2007-2009 годах было проведено несколькоисследовательских экспедиций по 501-й стройке ГУЛАГа, для того, чтобы сохранить для для будущих поколений свидетельства истории, которых может не быть завтра.

По результатам исследований был создан виртуальный музей, позволяющий всем желающим путешествовать по труднодоступным местам вместе с участниками экспедиций.

Документальный фильм о 501-й стройке


Яндекс.Метрика